Случаи обмана пожилых людей особо участились в период пандемии, самоизоляции граждан. Актуальной проблема мошенничества становится в отношении одиноких пенсионеров: обостренная потребность в общении, ограничение возможности обратиться за помощью, изолированность, неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями. Это во многом обусловливает то, что пожилые люди становятся одной из наиболее социально незащищенных категорий населения.
Доверчивость и открытость граждан старшего поколения, страх обидеть недоверием; недостаток общения, эмоциональный «голод», одиночество; неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями привлекают мошенников.
Мошенники бывают разные
- К примеру, «визиты» злоумышленников к одиноким пожилым людям под видом работников коммунальных и социальных служб. Достаточно только представиться сотрудником какой-либо значимой для пенсионера организации: СОБЕСом, например, или СБЕРБАНКОМ, а можно для солидности и НАЛОГОВОЙ, какой-нибудь страховой службой либо газовой. Пожилые люди доверчиво впускают мошенников в свой дом, не удосуживаясь проверить хотя бы удостоверения «сотрудников».
«Работают» мошенники чаще всего не в одиночку, и тогда, пока один отвлекает жертву, второй может незаметно изучить содержимое шкафчиков в квартире, сумок в поисках ценностей. Только после ухода незнакомцев потерпевшие обнаруживают пропажу вещей или денег.
- Или же телефонные звонки с заведомо ложной информацией (звонки с просьбой о помощи, требования погашения задолженности и многое другое). Преступники в ходе разговора представляются от имени родственников, либо сотрудников правоохранительных органов, сообщая заведомо ложную информацию о том, что их родные совершили ДТП, либо близкий человек попал в больницу и за определенную плату может быть переведен в другую больницу с лучшими условиями ухода и лечения. При этом мошенники предлагают оперативно прислать курьера на дом за деньгами.
- Смс-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше ценных призов. Для получения «выигрыша» злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т.д. После получения денежных средств они перестают выходить на связь либо просят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.
- «Сетевой маркетинг» (предложение «выгодно» приобрести что-либо). В качестве предложений фигурируют лекарственные средства, медицинские приборы по дешевой цене, какие-либо иные услуги. Мошенники порой владеют специальной терминологией, используют соответствующую атрибутику: халаты, медицинскую технику, бланки рецептов. При общении по телефону с гражданами они ссылаются на проведение различных социальных и благотворительных программ, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений, дистанционно ставят страшные диагнозы, при этом сразу назначают курс лечения якобы чудодейственным средством и ненавязчиво предлагают тут же его приобрести.
- Классической схемой мошенничества остаётся предложение услуг по снятию «порчи», лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей и др.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников:
Остерегайтесь открывать двери незнакомым Вам людям. Ни в коем случае не пускайте в дом посторонних лиц. Если же Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом, разговаривайте на пороге.
Не следует отдавать документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверения и т. д.). Не оставляйте незнакомца одного в комнате.
Не покупайте никакие приборы, медикаменты или БАДы на дому, через курьера, либо с рук, ничего хорошего не приобретете.
Ни в коем случае не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, которые навязывают Вам любые услуги, в том числе и по телефону.
Не доверяйте свои деньги и ценности гадалкам и ясновидящим, встретившим вас на улице или явившимся к вам в дом. Не поддавайтесь предложениям обменять деньги. Никакие операции с деньгами на дому не проводятся, а разного рода доплаты к социальным выплатам поступают гражданам привычным путем - на счет в банке или их приносит почтальон.
Не обращайте внимание на электронные или телефонные сообщения о выигрыше и просьбой отправить определенную сумму денег на незнакомый счет или номер.
Если вам позвонили по телефону и сообщили о том, что Ваш родственник попал в беду и для этого необходима определенная сумма денег, обязательно проверьте эту информацию, свяжитесь со своими родными.
Родным и близким пенсионеров следует довести эти рекомендации до своих пожилых родителей и других родственников, чтобы оградить их от неприятностей, возможного материального ущерба.