Алло, с вами говорит лжебанкир
Телефонный спам может доставить серьезные неудобства, но не идет ни в какое сравнение с серьезным мошенничеством, цель которого – не просто прорекламировать услугу и найти клиентов, а обмануть и украсть деньги с банковского счета.
Зачастую злоумышленники звонят гражданам от имени их родственников или сотрудников полиции, сообщая о совершенных дорожно-транспортных происшествиях, в которых по вине их близких якобы погибли другие люди. Под предлогом освобождения от уголовной ответственности, звонившие выманивают у потерпевших денежные средства. За наличными к ним приезжают курьеры.
Телефонные мошенники могут завести разговор с рассказа о «неизвестных операциях» на счетах потенциальных жертв, после чего предлагают перевести имеющиеся деньги на «безопасные счета». Чтобы потенциальная жертва поверила, мошенники отправляют в мессенджеры фото удостоверения с поддельными печатями и логотипами Банка России. В случае, если человека удалось убедить, злоумышленники могут получить доступ к онлайн-банкам и украсть оттуда средства, а также взять на имя потерпевшего кредиты.
С введением санкций со стороны западных стран аферисты начали активно использовать тему работы российских банков, говоря своим жертвам, что все карты скоро будут заблокированы, а деньги со счетов пропадут. Мол, грядет "дефицит" наличных средств, в том числе валюты. Якобы единственный шанс спасти свои сбережения или снять их без проволочек - перевести на специальный "безопасный счет" либо внести счет в особый список, который не позволит заблокировать карту и т.д. Всего-то и надо сказать звонящему незнакомцу персональные данные, номер счета, коды... и, в конце концов, остаться без средств к существованию.
Многие потерпевшие уже во время дачи показаний полицейским признаются, что слышали о телефонных аферистах и знают, как они опасны. Но преступники находят новые методы убеждения. Телефонным мошенникам хватает одного звонка, чтобы поймать жертву на крючок. Довериться им очень легко, ведь они владеют терминологией, разбираются в банковских процессах, знают тонкости психологии. Кибер-мошенники идут на самые разные ухищрения, зачастую используя как бы официальные номера банков. Но главная сложность в том, что люди сами оформляют кредиты, продают квартиры и отдают деньги аферистам.
Важно помнить, что ни Банк России, ни коммерческие кредитные организации никогда не попросят вас назвать по телефону реквизиты банковской карты, пин-коды, коды подтверждения операции из СМС. Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод со счета, с вами связываются лишь для того, чтобы подтвердить или отклонить операцию. Конфиденциальные данные для этого не требуются.